Введение                                  

Мы живем в селе с богатым историческим прошлым, охватывающим огромный временной пласт, и по праву гордимся его историей. В ней отражена судьба криволукских сельчан, внесших значительный вклад в летопись родного края. Знать историю своей малой родины важно для современного человека. Ведь без знания прошлого невозможно постичь настоящее и предугадать будущее.  Много легенд и преданий ходят по возникновению нашей деревни, много интересных поучительных историй о жизнедеятельности людей. Где достоверные знания, а где выдумка. Все они носят разрозненный характер. В сельской и школьной библиотеках, в школьной краеведческой комнате не существует ни одного пособия по истории нашей деревни. Имеются брошюры из истории Ялуторовского района, статьи из газет разных времен про нашу деревню, имеются многочисленные воспоминания старожилов села. Достаточно широко представлен спектр статей в Интернете. Но, нет хронологии и информация не упорядочена. Кто-то был участником исторических событий, явлений, кто-то записал воспоминания. Всё это напоминает разбросанную на пазлы мозаику. Нам нужно создать целостную, упорядоченную картину развития нашей деревни в контексте знаний истории нашей страны.

В настоящее время дети мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Родной край становится ещё более близким и родным, когда знаешь его историю. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит, стать созидателем своей малой родины. 

От основания до расцвета.  Первая половина XX века

       Первыми появились в Сибири казачий атаман Ермак Тимофеевич и вольные поморы с Архангельской губернии. Вольный человек пришел на свободные земли, и всё теперь зависело только от его собственного труда. Не земля родит в Сибири, а небо и труд. В Сибири стыдно быть бедным. В Сибири помирать собрался, а рожь сей. В Сибири никогда не было крепостных…

История Ялуторовского района своими корнями уходит к началу русской колонизации Сибири, ко «второй волне» переселенцев. Поселения формировались вдоль торговых трактов. Одновременно с Ялуторовской слободой (год основания -1659) получили развитие как русские, так и татарские селения, а возникновение их было связано с поиском и освоением новых сельскохозяйственных угодий, обслуживанием конных путей, а также движением раскольников (старообрядцев), вызванным указом государя России, изданным в 1658 г. Большинство раскольников поселилось в Ялуторовском уезде Тобольской губернии (35688 чел).

     Существует предание о нашем селе, что первыми поселись здесь пять братьев  Мясниковых. И первым упоминанием о нашей деревне в 1719 году, когда проводилась первая перепись и по докладной Ульяна Мясоедова, в которой он докладывает Ялуторовскому уряднику в том, что на правой стороне реки Тобол у лесного массива паслись домашние животные, а на высоком холме шла вырубка столетнего леса и на этом месте строились дома.

Населённые пункты, как Ялуторовск, Исетск, Омутинка, Ишим и Курган появились ещё в ХVII веке, они были острогами, крепостями, охраняемыми казачьими гарнизонами. Крестьянское население старалось селиться поближе к таким укреплениям, поскольку юг Западной Сибири в те годы был военной границей, на которую совершали набеги, подстрекаемые Джунгарским  ханством,  казахи и киргизы.

Должны были платить подушную подать в двойном размере, причем один оклад зачислялся в государственные подати, а другой, в качестве штрафа «за раскол», отсылался в Синод. Женщины-старообрядки тоже должны были платить этот налог, но в половинном против мужчин размере. Уплата двойной дани привела к тому, что в некоторых местностях староверов стали называть «двоеданами». Это название бытовало вплоть до конца XIX в., несмотря на то, что двойная подать была отменена еще при Екатерине II. Двойная дань (двоеданы(-е) – двойная подушная подать для хрис­тиан-старообрядцев была отменена 8 ноября 1782 г.)

Родная деревня краше Москвы. Каждый кулик свое болото хвалит, да и я похвалю. Моя деревня Криволукская стоит на правом берегу Тобола. Когда-то на месте деревни был сосновый бор, богатый дичью, грибами, ягодой…в реке и озерах обилием рыбы. О местоположении деревни очень точно сказано в частушке:

  Криволукска за леском,

  Не видать её глазком.

  Если б вырубили лес, 

  Криволукска тут и есть.

Место древнего захоронения сарматов в Криволуском бору:

Сюда, на неосвоенные земли, которые были плодородными прибывали и селились люди. И не только по доброй воле, но и подневольно, как ссыльные. Деревня Криволукская (Криволуцкая) уже существовала в 1719 году, и относилась к Ялуторовскому острогу. Название деревни переселенцы принесли из своих родных краёв, где проживали между Волгой и Доном. Всем деревня вышла: вода низко, лес близко. Низко – так близко, а высоко-так далеко. К 1749 году здесь было уже 9 дворов и 27 душ податного населения.

 Одновременно со строительством и развитием Ялуторовского уезда росла и Криволукская. В 1845 г Криволукская числилась казенной лесной дачей и относилась к Боровушкинской волости. Из архивных данных известно, что в 1849 году насчитывалось 131 хозяйство (672 человека). Это было самое крупное сельское поселение Ялуторовского уезда. Чем же занимались тогда люди, жившие в Криволукской?  Земледелием и скотоводством, рыболовством и охотой. Земля-кормилица. В зимнее время занимались извозом, ямщицким делом. Жили в большом достатке, крепко. В Сибири считалось стыдным быть бедным. Многие жители деревни Криволукской работали на золотых приисках на Алдане, и этим промыслом занимались вплоть до сороковых годов XX века.

По архивным данным, на конец 19 века было уже раскорчевано и распахано до 929 десятин пахотной земли. Из них под яовые-114 десятин, под овес-72 десятины, горох-22 десятины, а под картофель-всего 1 десятина. Лён (для полотна на одежду) – на 2-х десятинах. Из крупных строений к концу 19 век были: мангазея, маслобойка, где давили масло из семян конопли, льна, рыжика, молоканка-принимали от населения молоко, делали коровье масло, а отходы раздавали населению. Был кирпичный сарай (склад), торговали калёным кирпичом. Так же надо отметить, что на самом высоком месте, где весной не затапливались внешними водами было построено 96 двухэтажных домов. К концу ХIX века остро стал вопрос о образовании детей и постройки православного храма. До этого в деревне проживали староверы.

.(Фото молельного дома, где проживает Мясникова В.С.)  

Бывший молельный дом староверов д. Криволукской.

Светская власть требовала постепенный переход в традиционное православие. В 1897 году была построена школа, которая относилась к министерству просвещения, а  в связи с постройкой православного храма, была открыта церковно-приходская школа. Начало XX века и с постройкой железной дороги жизнь  в деревне стала развиваться быстрыми темпами. В соседних сёлах, таких как Заводопетровск и Коктюль были открыты стекольные заводы и жители деревни вывозили эту продукцию(плоское стекло, посуда и предметы обихода) к железнодорожному разъезду «Криволукский». Этот разъезд назван в честь нашей деревни, которая активно помогала строить железную дорогу. В 1919 году Криволукская вошла в состав Томиловской волости. В первой половине ХХ века в деревне насчитывалось более 30-ти двухэтажных домов. Население быстро увеличивалось и к 1926 году в деревне уже было 189 дворов и 1034 жителей.  

Планировка двухэтажного дома Басинской В.С., время постройки – середина XIX века

В настоящее время в деревне сохранились в первозданном виде пять домов, построенных в начале XIX века. На данных фотографиях мы в гостях у Валентины Сергеевны Басинской, проживающей в одном из таких домов, где сохранились внутренняя и внешняя отделка. Правда, первый этаж наполовину ушел в землю.

Так же в начале двадцатого века на берегу озера-старицы недалеко от деревни, в уникальном природном месте династия купцов Мясниковых построила летнюю резиденцию для тобольского губернатора. Место для отдыха было выбрано неслучайно: с юго-востока подступал сосновый бор, с запада протянулся песчаный увал, поросший вековыми соснами, которые закрывали доступ холодным ветрам. В центре этого живописного места был построен большой господский двухэтажный дом, за ним построили два двухэтажных дома для проживания прислуги, амбары, подсобные помещения для домашнего скота, здание конторы, летнюю столовую. По архивным данным, губернатор здесь так ни разу и не был, а представители местной знати проводили тут свободное время: охотились, занимались рыбалкой, поправляли свое здоровье.

 Наступило революционное время, которое перевернуло жизнь в деревне. До 1923 года жители деревни не воспринимали советскую власть. Этому способствовало географическое положение деревни, она находилась за рекой Тоболом. В это время в деревне часто менялась власть и свидетелями тому братские могилы, которые расположены в лесу и в поле за Тоболом.В двадцатые годы в деревне появляются политические организации коммунистов и комсомольцев из местных жителей. Комсомольцы во главе Хмыловым Алексеем Петровичем (из семьи ссыльных поляков) организовали коммуну в урочище Статья. Это место знаменито еще историческим событием, здесь проживали староверы Лыковы. Место уединенное, прекрасная пашня и покосы, на берегу озера. С приходом советской власти семья Лыковых уехали на восток страны. И дома староверов были заняты комсомольцами. Коммуна просуществовала почти пять лет.

В 1929 году началась организация колхоза «Красный октябрь», здесь надо отметить, что первые колхозники грамотно организовали работу колхоза. За короткое время были построены скотные дворы. Животноводство было представлено: крупный рогатый скот, коневодство, овцеводство, свиноводство. Этому способствовали плодородные заливные луга. Продуманна была организация птицеводства: у леса, на берегу Старицы были построены птичники, в которых занимались разведением куриц, уток и гусей. Недалеко от деревни, в лесу была построена звероферма, где разводились черно-бурые лисы. Жители деревни снабжались собственным мёдом с колхозной пасеки.
Земледелием было заниматься очень сложно, весной пашня уходила под воду. В окрестностях деревни были разведаны огромные запасы глины и был построен кирпичный завод. Его продукция поставлялась в город и местным жителям.

В 1929 году после долгих споров и колебаний был создан колхоз «Красный Октябрь». Кто не вошел в колхоз, пожелал остаться единоличником, будут покидать свои двухэтажные дома. Раскулачены, отправлены в ссылку… Фамилии раскулаченных жителей требуют поиска. Вот воспоминания внучки раскулаченного крестьянина Ольги Петровны  Мясниковой: «Отец мой Пётр Иванович Мясников родом из Криволукской. Отца его Ивана Мясникова в 1932 г раскулачили и сослали. Деревня отстояла бабушку Аграфену Ивановну с пятью детьми, мой отец был ещё тогда грудным младенцем. Но дом и всё имущество забрали» (29 января 2020 г)

Всему своё время.  Люди устали от противоборства. Лад и согласие – первое в колхозе счастье. Всему миру пример, как растет СССР. Первым его председателем был участник империалистической войны Матвей Степанович Мясников. Хозяйничал умело, была у него деловая хватка, и дела в колхозе пошли хорошо. Хозяйство стало первым в Ялуторовском районе колхозом-миллионером. В 1932 году Матвей Степанович участвовал в работе съезда колхозников-ударников в Москве. Там он обратился с просьбой выделить колхозу машину, и она была удовлетворена. Трактор в колхозе – хлеб на обозе. В 1935 году открылся новый клуб с большим залом, избой-читальней. Проект данного клуба был составлен первым коммунаром Хмыловым Алексеем Петровичем, местный художник. В деревне в то время была столовая, спортивная площадка, детские ясли, школа. На колхозной маслобойке давили растительное масло из конопли, льна. Было снова налажено кирпичное производство. Имелись мастерская по изготовлению телег, шерстомойка, веревочное производство, мельница, овощной колхозный огород, пасека, лисятник, где разводили черно-бурых лис.

Во главе бригады полеводов был поставлен Андрей Фёдорович Мясников. На этой должности он был до 1941 года. Погиб на фронте. За край свой насмерть стой. Закон бойца – стоять до конца. В годы Великой Отечественной войны из Криволукской на фронт было призвано 124 человека, из них не вернулись 56 жителей. Родина –мать, умей за нее постоять. Ушли на фронт только Мясниковых 50 с лишним человек, среди них были девушки-комсомолки – Мясникова Екатерина Филипповна и Колбина Мария Фёдоровна, были призваны в армию 20 мужчин – Глазуновых. Вернуться суждено было не всем.

Идея создания памятника

На плечи женщин, стариков и подростков лег тяжелый крестьянский труд. В тылу – как в бою. Наша сила в крепости тыла. Великая сила – братство фронта и тыла. Урожай утроить – победу ускорить. В августе сорок первого года в Криволукской появились первые эвакуированные, которые рассказывали о событиях на войне, о зверствах фашистов. В эти же дни стали приходить первые похоронки.

Осенью 1941 года в райком партии были приглашены председатель колхоза М.С. Мясников и председатель сельского совета В.Е. Рязанов. Им было дано задание в течение двух недель подготовиться к приему детей из Ленинграда. Город находился в окружении, и для спасения детей и женщин была организована эвакуация в восточные районы страны. Их размещали и в нашем Ялуторовском районе, в семьях сибиряков. А здесь нужно было помещение для детского дома-96 детей и 12 сотрудников. И нашли, это большие двухэтажные дома, на берегу старицы. Бывший купеческий подарок пришелся к месту. Эта часть деревни до сих пор называется Санаторий. Разместили, обогрели их душевным теплом. Давно уже нет в живых тех людей, кто принял сирот, кто проявил милосердие и доброту. Но забывать историю мы не имеем права, как и не можем прервать связь поколений. Жаль, что в августе 2016 г мемориальную доску, в рамках регионального проекта «Согретые Сибирью» открыли не в нашей школе, а в Хохловской.

В память о Великой Отечественной войне, вечной памяти односельчанам, погибших на полях сражений в центре села стоит один из самых красивых памятников нашего района. Знали, кого били, потому и победили, кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

Идея создания памятника принадлежит уроженцу Криволукской полковнику Мясникову Ивану Григорьевичу. Уточнением сведений о погибших и выбором макета памятника занимались учителя Шишкина Надежда Федоровна и Радье Николай Эммануилович в 1988 г.

 Переговоры вёл и заключил договор генеральный директор ЗАО «Тобол» Лазаренко Анатолий Константинович с Московским Скульптуркомбинатом ЭПКМ и ДС (Экспериментально-производственный комбинат монументальной и декоративной скульптуры). В планах инициативной группы было открыть его к 50-летию начала Великой Отечественной войны. Комбинат дал согласие выполнить заказ только к 9 мая 1992 года (выполнить заказ к маю 1991 года они не смогли).   Жизнь внесла свои коррективы. Уговор не спор, уговорец – святое дело.  Из Москвы памятник доставили, но в стране – кризис, нет денег. Благодаря усилиям и возможностям членов совета ветеранов Бабушкина Н.Е. и Шишкиной Н.Ф.,  памятник был воздвигнут. А открытие памятника произошло в  1995 году, мае-месяце, здесь был проведен последний звонок для выпускников местной школы.

Послевоенное время

Тяжело было сибирякам и в войну и  в послевоенное время. Люди трудились с утра до вечера. Женщины, дети, старики и инвалиды поднимали свою деревню, своих детей. Власть контролировала жизнь каждого. Инвалид Великой отечественной войны, боевой орденоносец Николай Александрович Мясников, дважды награжденный орденом Красной Звезды и дважды медалью «За отвагу!», всегда с улыбкой вспоминал свою жизнь в Криволукской. Был Николай Александрович в деревне заведующий магазином. Пасмурное, холодное утро 27 апреля 1946 г он запомнил на всю жизнь. Надо было плыть по течению на самодельной двухвесельной лодке, названной «Варяг», в с. Хохлово за товаром. Загрузившись товаром, а одним из товаров были портреты И. Сталина, Л. Берии, Л Кагановича, попросились к нему еще 3 попутчика. Путь домой – против течения. Весеннее половодье превратило Тобол в море. Немного не доплыв до Криволукской, поднялся ветер и волны. Поднявшиеся волны стали заливать перегруженный «Варяг». На помощь вышла моторная лодка, но двигатель у нее заглох. Тонущие уцелели. Спасли их односельчане, ждавшие лодку на берегу. В июле 1946 года был суд: Николая Александровича оправдали, учли неблагоприятные погодные условия. Не знали всемогущие органы МВД и КГБ, что на дно ушли портрет вождя и видных государственных деятелей, иначе «командиру» «Варяга» пришлось бы плыть на крейсере «Гулаг» вплоть до оттепели 1953 года. Интересное событие было освещено в газете «Тюменская правда». Своё интервью дал наш герой.

 Утро 27 апреля 1946-го выдалось пасмурным, ветреным. Багрово-темные тучи нависли над деревней Криволукской, что в Ялуторовском районе. Заведующему магазином Николаю Мясникову, как никогда раньше, не хотелось идти на работу. Вдобавок соседский черно-смоляной кот Васька перебежал ему дорогу.
На берегу притоки Сторица его ждала двухвесельная, деревянная самодельная лодка, на бортах которой местные мальчишки написали масляной краской “Варяг”. Рядом были лодки с горделивыми надписями “Аврора”, “Победа”, “Сталинград”, “Москва”… На некоторых маломерных суденышках красовались звезды и якоря. Криволукская флотилия самодельных лодок с такими названиями выглядела очень внушительно.
Николай Александрович по весеннему половодью доплыл к базе сельпо, что располагалось в деревне Хохлово. Загрузился двумя старыми молочными флягами с водкой, бочонком жидкого мыла, свертками портретов руководителей СССР и еще кое-каким товаром. На обратный путь к нему в лодку напросились учащиеся хохловской сельскохозяйственной школы Елена и Таисия Мясниковы да сосед-завмаг Евгений Гилев. Лодку на буксир взяла самодельная моторка, отдельно напоминающая полуглиссер. На нем были Александр Мясников и австриец Лука Модный, который прижился в Криволукской еще после гражданской войны.
Тем временем ветер стал штормовым, словно древнегреческий морской бог Посейдон направил все свои силы на весеннее ялуторовское море, образовавшееся из-за невероятного разлива Тобола. Поднявшиеся высокие волны стали заливать груженый “Варяг”, вдобавок ко всему взял да и заглох двигатель моторки. Чтобы не затонули два суденышка, на моторке отвязали буксировочную веревку. Вычерпывание воды не помогло, и судно с гордым названием крейсера времен русско-японской войны затонуло в километре от берега. Тонущие уцелели, цепляясь за прибрежные кусты. Спасали их и односельчане, ждавшие бесценную лодку на берегу. Но… Весь трагизм заключался в том, что спасти 78 литров водки не удалось, а ее везли к первомайскому празднику, который по значимости был вторым в СССР после 7 ноября.
Среди мужского населения Криволукской наступили “траурные” дни. Многие не здоровались с Николаем, другие считали его контрреволюционером, оппортунистом, троцкистом и вообще чуть ли не врагом народа. Так ветеран-инвалид, дважды награжденный орденом Красной Звезды и дважды медалью “За отвагу”, стал не мил колхозникам. Несколько дней мужики обходили магазин стороной. Затопление “Варяга” с водкой внесло свой колорит в размеренную деревенскую жизнь Криволукской.
Эта история местного значения закончилась в июле 1946-го заседанием народного суда Ялуторовского района, на котором рассматривался иск сельпо к Н.Мясникову, нанесшему ущерб на сумму 7759 рублей 50 копеек. Однако суд оправдал Николая, учитывая крайне неблагоприятные погодные условия. Не знали всемогущие органы МВД и КГБ о том, что в мутной тобольской воде ушли на дно портреты генералиссимуса И.Сталина, Л.Берии, Л.Кагановича и других видных государственных деятелей того времени, иначе “командиру” “Варяга” Мясникову пришлось бы плыть по жизни на огромнейшем крейсере “ГУЛАГ” вплоть до оттепели 1953 года.
История более чем 60-летней давности еще до сих пор будоражит воспоминания криволукских старожилов, в свое время поставивших “крест” на месте гибели деревенского “Варяга”.
Инвалид Великой Отечественной войны, боевой орденоносец Николай Александрович Мясников живет в Тюмени и всегда с улыбкой вспоминает о том, как в первый послевоенный год он “командовал” “Варягом”…

Перемены в жизнедеятельности села. Вторая половина XX века

В 1951 году началось укрупнение коллективных хозяйств. Криволукскую объединили с с.Хохлово и Томилово. Объединенный колхоз получил название «Верный путь» с центральной усадьбой в Хохлово. 17 июня 1954 г. — упразднен  Криволукский сельсовет.

Село стало терять свою индивидуальность.

Жизнь не стоит на месте, характерно это и для нашего села.

В 1983 году в деревне был построен бригадный дом, где предполагалась размещение административных кабинетов и зала заседаний. По распоряжению председателя сельского совета Н.А. Стрельникова, сюда после пожара переместили сельский клуб. Дело близилось к перестройке. В 90-е годы директор школы для сохранения этого здания от разграбления включил его в собственность школы, и здесь был открыт школьный клуб, как одно из подразделений школы.

Взойдет солнце и перед нашими воротами. В 1988 году в Криволукской образовался совхоз «Ямбургский». Планов было великое множество. Но политические процессы, начавшиеся в федеральном центре, помешали им сбыться. В 1992 году он разделился на общества: полеводческое – «Заречное» и два животноводческих – «Имбиряй» и «Сибирский маслодельный союз».

Развитие школьного образования

     Грамоте учиться всегда пригодиться. Не для школы, а для жизни мы учимся.
В 1909 году открывается сельское училище. [5]

 Сперва аз да буки, а там и науки. В годы Советской власти училище стало начальной школой. Располагалась она на самой окраине села, в затопляемом месте. Состояла школа из одной классной комнаты, коридора и квартиры для учителя. В предвоенные годы преподавали в школе Суфтина Пелагея Петровна и Остроумова Евдокия Алексеевна, в начале сороковых учительствовала Заварзина Ольга Ивановна. В 1947 году по решению правления колхоза «Красный октябрь» здание школы было перевезено в центр села на высокое место. Вскоре был разбит пришкольный участок для выращивания овощей. К зданию школы был сделан пристрой. В четырех классах обучалось около пятидесяти человек. Заведующей была назначена Фотиевских Антонина Андреевна. В этом же году приехала и всю жизнь проработала в нашей начальной школе Шишкина Надежда Федоровна (до 1980 г). Постепенно налаживалась жизнь людей в послевоенное время.

В разные годы увлеченно трудились в начальной школе Ухалова Глафира Ивановна, Басинская Мария Ивановна, Виноградова Светлана Анатольевна.В 1985 году пришла и возглавила начальную школу Глазунова Руфина Анатольевна. В 1989 году пополнили ряды начальной школы Глазунова Лидия Федоровна и Мулюкова Вагиза Ризовна.

Зимой 1990 года начальная школа получила новое здание. Здание первоначально строилось как контора, но было приспособлено под школу.

Чуден свет-дивны люди. В 1991г. произошло радостное событие для всего села, школа получила статус основной школы, а возглавил ее директор Хохловской школы Радье Николай Эммануилович, уроженец д. Криволуской. Где родился, там и пригодился. В 1992 г школа приобрела статус средней, в 1994 году был запущен в эксплуатацию новый спортзал арочного типа, первый в районе данного типа.

Достопримечательности и традиции нашей деревни

На правобережье реки Тобол есть уникальное место, которое 31 марта 2000 года было объявлено памятником природы областного ранга. Это территория называется «Криволукский бор». На территории памятника отмечены редкие растения: башмачок крапчатый, вероника лекарственная. Интересной особенностью «Криволукского бора» является существование в границах памятника природы трех древних поселений и двух курганных могильников. [7] Криволукское городище (период средневековья) расположено на участке дюны высотой четыре метра, имевшем плавное понижение в виде ложбины с востока, которое было использовано для выкапывания рва.

Археологами также обнаружены керамические изделия, сохранившиеся в городище, это – горшки и чаши.

 Жители Криволукской всегда отличались своей добродушием и гостеприимностью.  Добрый гость всегда в пору. Долгое время, до 70-ых годов 20 века, существовала христианская традиция: в каждой православной деревне отмечали свой храмовый престольный праздник. На селе – это особо почитаемый праздник. В этот день жители отдыхали от работы, ходили в церковь, принимали гостей, обширную родню из соседних сел. Обычно престол был в день, какое имя носил храм данного прихода. Христианский праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечается 4 декабря, вот и наша церковь называется Введенская. Во все времена это был праздник , окончания летних и осенних полевых работ и для односельчан, и для жителей соседних сел, время отдохнуть. А тут и подходит храмовый, престольный праздник. Дивны дела твои, господи! 4 декабря 2019 года в деревне объединили и провели два праздника духовный и светский. К этой дате приурочили открытие и освящение памятного знака «300 лет деревне Криволукской». Стелу установили в центре села.

 На стеле слова любви и признания местной поэтессы Натальи Парначевой к родному уголку.

Криволукская-радость моя

Нет роднее тебя, деревенька,
Криволукская-радость моя!
Я расстался с тобою давненько,
Но вернулся в родные края.

Снова вижу просторов раздолье,
И рассвет над Тоболом рекой,
И деревни родной хлебосолье,
И приветные взмахи рукой.

И как в сказке, здесь все величаво,
И загадочный лес наш, и дол.
Лишь не стало парома с причалом,
Ездим мы по мосту за Тобол.

И теперь Криволукскую стали
Называть православным селом.
Ведь над храмом её раздаётся
Величавый торжественный звон.

Очень рад, что сюда я вернулся,
К той природе, что с детства любил.
Тут такая кругом красотища,
И забыть её просто нет сил!

Деревенька, тебе я желаю,
Чтоб всегда продолжала ты жить.
Тебя мысленно всю обнимаю
И всегда тебя буду любить.

Наталья Парначева

 Были гости приглашены на братскую трапезу, проведен концерт, вручен подарок. Гости покинули село, унося двойную радость: духовную, за причастность к Богу и светскую – за радость человеческого общения.

А угощать хозяева умеют. До сих пор в некоторых домах коренных жителей Криволукской сохранилась традиция. Придя в гости, хозяин не предлагает чаю. Его угощают другими яствами, что Бог послал. Попросить чай должен сам гость. Это означает, что гость предупреждает хозяина  о скором своём уходе домой. Зачем нам в рай, нам бы сладкий чай. Выпей чайку, забудешь тоску! Чай местный, каждому по возрасту и желанию: кому смородинка, а кому зверобой, да душица. Чай пить – долго жить! За столом посидеть – что в раю побывать! Приходите к нам в гости – не будете глодать кости. Проживешь ладно, коли жизнь построишь складно. Живи не прошлым, а завтрашним днём. Что не делается, всё к лучшему. Не смотри начала, смотри конца. Начало трудно, а конец мудрён. Со всеми Максим и шапка с ним.

Исторические снимки д. Криволуцкой в конце XIX века, из фонда фотографа Прокудина-Горского Сергея Михайловича

Заключение

   История – наука, изучающая прошлое человечества. А без прошлого, как известно, нет будущего. История страны – это в какой-то степени история каждого человека. Изучая историю своей страны, мы изучаем самих себя, кто я, и для чего живу я. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру.

Историю надо знать. Это элементарное уважение предков. Из историй отдельных семей складывается история страны. Знание истории собственной страны – это самоуважение. История села тесно связана с историей всей страны, что находит свое выражение во всем: в политико-экономическом, культурном, социальном планах. Жить в родном краю и не знать его историю нельзя.

Знание истории родного края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям.

Знания, полученные при написании работы, расширили мой краеведческий кругозор. Практическое значение работы заключается в применении материала на уроках истории, литературы, для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.

 Также, я пришел к выводу, что в истории деревни имеются неточности, разночтения. Судя по архивам, возникает вопрос по поводу появления первой школы, которая упоминается в 1909 году: возможно, она возникла намного раньше, только в другом статусе. Нет точных сведений, в каком году была построена первая церковь. Поэтому есть мотив для продолжения изучения истории нашей малой родины, нашей деревни, которая навсегда  в моей душе.

Для России – село частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой родиной, где мы живём.

Список литературы

  1. Болотова А.Г. История города Ялуторовска с древнейших времен. Учебное пособие для 7-10 классов.г. Ялуторовск,1997
  2. Боровиков А. «Варяг» затонул на Тоболе. Тюмень, газета «Тюменские известия»,2007
  3. Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах.- М.: «Художественная литература», 1984
  4. Жигулев А.М. Советская действительность в народных пословицах и поговорках//Вопросы истории,1964.- №2.-С.209-212
  5. Николаева В. По терниям через века. Ялуторовск, газета «Ялуторовская жизнь»,1999
  6. Николина Т. «Два праздника Криволукской» Ялуторовск, газета «Ялуторовская жизнь»,2019
  7. Памятник природы регионального значения «Криволукский бор». Департамент недропользования и экологии Тюменской области. Кадастровое дело №004, Тюмень 2015
  8. Радье Н.Э. Воспоминания о былом. .Ялуторовск, газета «Ялуторовская жизнь»,2011
  9. Ушакова О.Д.Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника.-СПб.: Издательский дом «Литера»,2001
  10. safe – rgs.ru PUTI-shestvuy Путешествие в историю «Криволукская –старинная деревня на старице Тоболе», 2019
  11. https://хранителиродины.рф/Article/?id=20208 По следам двоеданцев.
google-site-verification: googlee33d9c68e89fbc6a.html